Одежда различных групп таджиков отличалась только деталями.
В состав мужского комплекса как горного, так и равнинного населения входили широкая рубаха - "курта" из хлопчатобумажной ткани, шаровары, халат, поясной платок и тюбетейка. Перед и спинку рубахи шили из одного куска, перегибая его на плечах и делая в середине вырез для головы. Рукава и бока пришивались к основному полотнищу. Такой покрой этнографы называют туникообразным. Шаровары - "эзор" делали широкими, свободными сверху и узкими книзу. Рубаху носили навыпуск, подпоясав сложенным по диагонали платком. Поверх рубахи надевали распашной прямой халат, летний - легкий без подкладки, зимний - на вате, простеганный сверху донизу. Обычно его шили из цветной, чаще полосатой (полосами вдоль) хлопчатобумажной ткани. Горцы носили халаты из некрашенной домотканной шерсти, по вороту их украшали вышитым орнаментом.
Непременной частью горского мужского костюма были вязаные цветные чулки - "джураб", на них надевались сыромятные башмаки - чарыки ("чорук") на мягкой подошве.
На равнине носили высокие мягкие сапоги-чулки - "махси", в которые заправлялись шаровары, при выходе из дома на сапоги надевали кожаные галоши. Сапоги с каблуками использовались для верховой езды.
Голову мужчины брили, оставляли усы, а старики и бороду. На голову надевали тюбетейку, она представляла собой невысокий конический колпак, покрытый цветной вышивкой, своеобразной у различных групп. Поверх тюбетейки на равнине мужчины носили чалму. В XX в. у таджиков распространилась плоская квадратная черная тюбетейка с белой вышивкой - "чусти" (т.е. чустская), которую стали носить и женщины, ранее покрывавшие голову только платком.
Женский костюм был подобен мужскому, он также состоял из рубахи - "курта" и шаровар. Но женская курта была длиннее и украшалась вышивкой, она могла быть и однотонной и яркой многоцветной, с рисунком. Шаровары шились из двух видов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, а нижнюю, которая видна из-под рубахи, - из более дорогой и нарядной. У щиколотки шаровары затягивали тесьмой. Верхней одежды женщины вообще не имели, в холодную погоду они носили стеганый халат, подобный мужскому. Волосы расчесывали на прямой пробор и заплетали в косички и косы, к которым прикреплялись подобные косичкам шнурки из шерсти и украшения. При выходе за пределы дома женщина должна была надеть особую одежду - паранджу ("фаранджи"). Это был халат-мешок с ложными рукавами, сшитыми за спиной, и черной волосяной сеткой спереди ("чачван"), который надевался сверху на голову и скрывал фигуру и лицо. Обычай ношения паранджи пришел к таджикам только вместе с утверждением мусульманской религии и поддерживался духовенством. В кишлаках, однако, он не получил массового распространения, а в некоторых горных районах вообще не привился.
В состав мужского комплекса как горного, так и равнинного населения входили широкая рубаха - "курта" из хлопчатобумажной ткани, шаровары, халат, поясной платок и тюбетейка. Перед и спинку рубахи шили из одного куска, перегибая его на плечах и делая в середине вырез для головы. Рукава и бока пришивались к основному полотнищу. Такой покрой этнографы называют туникообразным. Шаровары - "эзор" делали широкими, свободными сверху и узкими книзу. Рубаху носили навыпуск, подпоясав сложенным по диагонали платком. Поверх рубахи надевали распашной прямой халат, летний - легкий без подкладки, зимний - на вате, простеганный сверху донизу. Обычно его шили из цветной, чаще полосатой (полосами вдоль) хлопчатобумажной ткани. Горцы носили халаты из некрашенной домотканной шерсти, по вороту их украшали вышитым орнаментом.
Непременной частью горского мужского костюма были вязаные цветные чулки - "джураб", на них надевались сыромятные башмаки - чарыки ("чорук") на мягкой подошве.
На равнине носили высокие мягкие сапоги-чулки - "махси", в которые заправлялись шаровары, при выходе из дома на сапоги надевали кожаные галоши. Сапоги с каблуками использовались для верховой езды.
Голову мужчины брили, оставляли усы, а старики и бороду. На голову надевали тюбетейку, она представляла собой невысокий конический колпак, покрытый цветной вышивкой, своеобразной у различных групп. Поверх тюбетейки на равнине мужчины носили чалму. В XX в. у таджиков распространилась плоская квадратная черная тюбетейка с белой вышивкой - "чусти" (т.е. чустская), которую стали носить и женщины, ранее покрывавшие голову только платком.
Женский костюм был подобен мужскому, он также состоял из рубахи - "курта" и шаровар. Но женская курта была длиннее и украшалась вышивкой, она могла быть и однотонной и яркой многоцветной, с рисунком. Шаровары шились из двух видов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, а нижнюю, которая видна из-под рубахи, - из более дорогой и нарядной. У щиколотки шаровары затягивали тесьмой. Верхней одежды женщины вообще не имели, в холодную погоду они носили стеганый халат, подобный мужскому. Волосы расчесывали на прямой пробор и заплетали в косички и косы, к которым прикреплялись подобные косичкам шнурки из шерсти и украшения. При выходе за пределы дома женщина должна была надеть особую одежду - паранджу ("фаранджи"). Это был халат-мешок с ложными рукавами, сшитыми за спиной, и черной волосяной сеткой спереди ("чачван"), который надевался сверху на голову и скрывал фигуру и лицо. Обычай ношения паранджи пришел к таджикам только вместе с утверждением мусульманской религии и поддерживался духовенством. В кишлаках, однако, он не получил массового распространения, а в некоторых горных районах вообще не привился.
Комментариев нет:
Отправить комментарий