Имущественное и социальное различие резко сказывалось также в одежде, особенно в материале, из которого она шилась. Зажиточное население широко использовало покупные ткани, бедняки - грубую домотканину, войлок, кожи, шкуры. В состав мужского костюма входили просторная рубаха с отложным воротником и штаны с широким шагом, узкий длиною до колен камзол - "бешпент", который имел характерный стоячий воротник и застежки, или длинная безрукавка, а также стеганый туникообразного покроя халат -"шапан". В холодную погоду надевали вторые штаны, которые делались из овчины, крашеной мягкой кожи или шерстяной ткани, длинную шубу с крытым верхом - "ишик" или нагольный овчинный тулуп - "тон". Иногда вместо шубы носили несколько халатов.
До середины XIX в. держались некоторые архаические виды одежды. Среди них – кафтан из шкур жеребят, который кроился так, чтобы вдоль спины и по рукавам сохранялись гривы. В ненастную погоду поверх одежды надевали суконный плащ - "шепкен".
Головные уборы сохранили племенные и территориальные различия. Как правило, это были варианты войлочной шляпы с более или менее высокой тульей ("калпак") и отогнутыми вверх полями с разрезами, а также шапки из овчины и меха пушного зверя с широким околышем. Из шапок особенно характерна была шапка - "тырмак" с четырьмя, пришитыми к тулье лопастями, которые закрывали лоб, уши, шею и часть спины. Под шапкой любого вида казахи обязательно носили тюбетейку. Повседневной обувью служили сапоги, которые делались на твердой подошве или без подошвы в виде чулка. Богатые носили сапоги из цветной кожи, с высоким загнутым носком и на высоком каблуке. У бедноты бытовали кожаные лапти, в виде куска шкуры, стянутого ремешком.
Непременной принадлежностью мужского костюма был пояс (реже, кушак). Богатые казахи украшали его серебряными и позолоченными накладками, тиснением, вышивкой.
Основными частями женского традиционного костюма были платье-рубаха - "кейлек", которое состояло из двух частей - собственно туникообразной рубахи, доходившей до талии, и пришивной широкой юбки с оборками; широкие в шаге, ссужающиеся к низу шаровары; приталенная безрукавка - "камзол", длиною до колен, или такой же длины "бешпент" с рукавами; широкий прямой халат на меху или на вате, который подпоясывали кожаным поясом или кушаком. Все названные части костюма, как правило, шились из покупных тканей - платье и шаровары из хлопчатобумажных, у богатых - из атласа и шелка, безрукавки и бешпенты - из шерсти и бархата. Молодые женщины выбирали для одежды обычно яркие цвета - красный, зеленый, оранжевый, пожилые - темные и белый.
Одежда украшалась вышивками, тесьмой, галунами. Девушки и молодые женщины поверх платья носили украшенный серебряными монетами, подвесками, бусами, кораллами и т.п. нагрудник, имевший в древности значение оберега. Каждой возрастной группе женщин соответствовал особый головной убор, его детали варьировали в зависимости от племенной и социальной принадлежности. Девушки носили цилиндрическую шапочку, украшенную монетами, вышивкой, бисером, с кисточкой или пучком перьев филина на макушке. Молодухи - высокий конусообразный убор -"саукеле", украшенный серебряными и позолоченными подвесками, бляхами, цветными камнями, нитками бус и т.п., поверх которого накидывалась шаль или платок. После рождения первого ребенка "саукеле" заменяли "кимешеком" - мешкообразным убором из белой ткани, имевшем вырез для лица и прикрывавшем голову, плечи, грудь и спину. На кимешек при посторонних повязывали высокий белый тюрбан - "кундик", подобный "элечеку" киргизок. Саукеле начали выходить из употребления уже в конце XIX в., кимешеки сохранились в одежде пожилых женщин до настоящего времени.
До середины XIX в. держались некоторые архаические виды одежды. Среди них – кафтан из шкур жеребят, который кроился так, чтобы вдоль спины и по рукавам сохранялись гривы. В ненастную погоду поверх одежды надевали суконный плащ - "шепкен".
Головные уборы сохранили племенные и территориальные различия. Как правило, это были варианты войлочной шляпы с более или менее высокой тульей ("калпак") и отогнутыми вверх полями с разрезами, а также шапки из овчины и меха пушного зверя с широким околышем. Из шапок особенно характерна была шапка - "тырмак" с четырьмя, пришитыми к тулье лопастями, которые закрывали лоб, уши, шею и часть спины. Под шапкой любого вида казахи обязательно носили тюбетейку. Повседневной обувью служили сапоги, которые делались на твердой подошве или без подошвы в виде чулка. Богатые носили сапоги из цветной кожи, с высоким загнутым носком и на высоком каблуке. У бедноты бытовали кожаные лапти, в виде куска шкуры, стянутого ремешком.
Непременной принадлежностью мужского костюма был пояс (реже, кушак). Богатые казахи украшали его серебряными и позолоченными накладками, тиснением, вышивкой.
Основными частями женского традиционного костюма были платье-рубаха - "кейлек", которое состояло из двух частей - собственно туникообразной рубахи, доходившей до талии, и пришивной широкой юбки с оборками; широкие в шаге, ссужающиеся к низу шаровары; приталенная безрукавка - "камзол", длиною до колен, или такой же длины "бешпент" с рукавами; широкий прямой халат на меху или на вате, который подпоясывали кожаным поясом или кушаком. Все названные части костюма, как правило, шились из покупных тканей - платье и шаровары из хлопчатобумажных, у богатых - из атласа и шелка, безрукавки и бешпенты - из шерсти и бархата. Молодые женщины выбирали для одежды обычно яркие цвета - красный, зеленый, оранжевый, пожилые - темные и белый.
Одежда украшалась вышивками, тесьмой, галунами. Девушки и молодые женщины поверх платья носили украшенный серебряными монетами, подвесками, бусами, кораллами и т.п. нагрудник, имевший в древности значение оберега. Каждой возрастной группе женщин соответствовал особый головной убор, его детали варьировали в зависимости от племенной и социальной принадлежности. Девушки носили цилиндрическую шапочку, украшенную монетами, вышивкой, бисером, с кисточкой или пучком перьев филина на макушке. Молодухи - высокий конусообразный убор -"саукеле", украшенный серебряными и позолоченными подвесками, бляхами, цветными камнями, нитками бус и т.п., поверх которого накидывалась шаль или платок. После рождения первого ребенка "саукеле" заменяли "кимешеком" - мешкообразным убором из белой ткани, имевшем вырез для лица и прикрывавшем голову, плечи, грудь и спину. На кимешек при посторонних повязывали высокий белый тюрбан - "кундик", подобный "элечеку" киргизок. Саукеле начали выходить из употребления уже в конце XIX в., кимешеки сохранились в одежде пожилых женщин до настоящего времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий