пятница, 13 апреля 2012 г.

О одежде народов Средней Азии

Дорогие одеяния придворной знати украшались золотым шитьем. По заказу эмира создавалась мужские золотошвейные халаты, которые эмир даровал своим приближенным, конское убранство, молитвенные коврики, всевозможные завесы и покрывала для дворцовых покоев.

Традиционный костюм до начала ХХ века сохранил немало архаических черт. Мужской, женский и детский костюм у всех слоев населения, как у кочевников, так и оседлых земледельцев имел общую основу. Костюм состоял из одних и тех же видов платья: нижней рубахи, штанов и верхнего халата. Свободная цельнокроеная одежда с боковыми разрезами внизу не стесняла в движениях при ходьбе и езде верхом, позволяла непринужденно сидеть на полу и легко переносить температурные контрасты, свойственные континентальному климату Средней Азии.

Свадебное покрывало «сюзани»

Свадебное покрывало «сюзани»
  Узбекистан, г.Нурата, XIX в.
  Х/б, шелк, вышивка, швы – тамбур и гладь вприкреп

Заметное место в оформлении народного жилища занимали вышитые изделия. Вышивка была одним из самых древних и массовых видов искусства. У земледельцев и кочевников существовали свои особые виды вышитых изделий. В Киргизии и Казахстане вышивали по коже, войлоку и сукну. В колорите кочевнических вышивок использовалась ограниченная цветовая гамма. В быту земледельцев – таджиков и узбеков получили широкое распространение крупные декоративные вышивки сузани. Известными центрами, где изготовлялись сузани, были Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Нурата, Ташкент, Ура-Тюбе. Почти до конца XIX века в искусстве вышивки господствовал живописный стиль. В разделе музейной экспозиции, посвященном Узбекистану, представлены сузани - свадебные покрывала разных ремесленных центров; показаны образцы художественного текстиля. Обратим внимание на покрывала с «размытыми» узорами - это икаты – шелковые или полушелковые ткани, окрашенные способом резервации нитей основы. Из таких живописных шелков шили праздничные халаты жители всего Туркестана. Еще большей популярностью пользовались в народе разнообразные полосатые ткани бекасабы. 

Центральная часть нагрудного украшения

Центральная часть нагрудного украшения.Таджикистан. 1910–1930-е гг

Женский костюм обязательно дополняли ювелирные изделия. Состав и количество украшений определялись этнической принадлежностью, возрастом и социальным статусом. Самым полным был свадебное убранство. Оно состояло из наголовных, налобных украшений, височных и накосных подвесок, парных браслетов, перстней и нашивных амулетов. XIX век был эпохой серебра. Среднеазиатский ювелир заргар превосходно владел разнообразными декоративными и техническими приемами, используя позолоту и чернь, зернь и резьбу, гравировку и штамп, чеканку и инкрустацию цветными вставками. 

Узбечка

«Узбечка». Б.Бомштейн. 2009.

Таджикские женские платья на картине

картина Азама Атаханова "Плотина в горах". 2010 г.