пятница, 21 октября 2011 г.

Детская рубашка у каракалпаков

Рубашка детская. Хлопчатобумажная ткань, ватная прокладка. 1930-е гг. Хорезмский оазис. Киргизия, Джалал-Абадская обл. Каракалпаки
Верхние детские рубашки у каракалпаков долго сохраняли ряд архаичных черт, некогда присущих защитным рубахам воинов-кочевников - они нераспашные, стеганые на вате, одинаковые с обеих сторон. Символический образ рубахи-доспеха дополнялся декоративной вставкой, выполненной в технике лоскутной мозаики, в виде "щита", закрывающего грудь и спину. Весь набор этих образных средств был предназначен для отражения злых начал, могущих повредить ребенку.
Российский Этнографический музей

четверг, 20 октября 2011 г.

Казахские мужские пояса

Пояс. Для подпоясывания верхней мужской одежды
Место и год сбора: с. Васильевка Чановского р-на Новосибирской области. 1975 г.


Пояс – "бельбау". Для подпоясывания верхней мужской одежды
Место и год сбора: аул Каскат Исилькульского р-на Омской обл. 1976 г.

 Пояс – "бельбау". Для подпоясывания верхней мужской одежды
Место и год сбора: аул Каскат Исилькульского р-на Омской обл. 1976 г.
Кафедра этнографии и музееведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск

Одежда казахов Сибири

Современная одежда сельских казахов – это обычная городского типа одежда, но с сохранением некоторых национальных видов и элементов традиционной одежды. Национальные вкусы проявляются, например, в выборе тканей – казахи предпочитают шить из вельвета, плюша, бархата, атласа, шелка. Дома изготавливают одежду для детей и определенные ее виды для старших членов семьи. Почти всюду распространены самодельные изделия из шерсти овец и коз. На стенде экспозиции представлены камзол, пояса, головные уборы, сапоги.

Женская безрукавка – "камзол"
Место и год сбора: аул Каскат Исилькульского р-на Омской обл. 1976 г.

"Жаулык" - головной убор замужней женщины в конце XIX – первой половине XX в.
Место и год сбора: д. Мамедкино Чановского р-на Новосибирской обл. 1975 г.

Сапоги – "мэси"
Место и год сбора: с. Васильевка Чановского р-на Новосибирской обл. 1975 г.

Кафедра этнографии и музееведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омск

Украшение арабских женщин Узбекистана

Обязательная принадлежность пожилой женщины, живущей в Джейнау, это аравак или арабек - серебряное кольцо, которое вдевается в носовую перегородку. Название кольца раскрывает его происхождение. Согласно мнению местных жительниц именно арабек отличает их от представительниц других народов и народностей Средней Азии. Кольцо по форме напоминает лук. Самая большая зеленая или синяя бусина называется латва таш ("предохраняющий камень"), что поясняет традиционное значение кольца. Это - оберег. Кольцо могло служить и для закрепления лицевого покрывала. Украшения жительниц Джейнау позволяют соединять носовое кольцо и височную подвеску с помощью цепочки. Такого рода украшение могло быть символическим воспроизведением лицевого покрывала, которое никогда не получало широкого распространения в бедуинской среде. От арабских женщин мода на носовые кольца проникла в другие районы Средней Азии.

Пожилая женщина с носовым кольцом "арабек"

Носовые кольца арабек из Джейнау


Носовые кольца из Бухары. В ХХ в Средней Азии практически всюду кроме арабских районов носовые кольца перестают носить. Их переделывают в серьги. Бухарские кольца традиционно отличаются тем, что бусинами и спиралями украшались не только нижние сегменты колец, но и перемычки

http://www.kunstkamera.ru/

среда, 19 октября 2011 г.

Традиционная одежда арабов Узбекистана

В кишлаке Джейнау (Кашкадарьинская область, Миришкорский район республики Узбекистан) - около 21 тысячи жителей. Абсолютно большая их часть считает себя по происхождению арабами.

Девушка в традиционном костюме


Часть традиционного головного убора (гиззи) незамужней девушки

Житель Джейнау в традиционной головной повязке

Казахский cаукеле - женский свадебный головной убор

Первым этнографическим экспонатом, выбранным для выставки серии "Мир одного предмета" в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, стал саукеле - женский свадебный головной убор казахов.

 

Выбор этнографического экспоната не случаен. Во-первых, коллекции по этнографии народов Средней Азии и Казахстана (более 10 тыс. предметов) составляют важную часть собраний Музея. Во-вторых, саукеле (сау - "солнечный, красивый", келе - "голова") и юрта были самыми дорогими элементами приданого невесты, и богато украшенные саукеле представляют собой лучшие образцы казахского народного прикладного искусства. В-третьих, данный головной убор (МАЭ № 439-21) - первый по времени поступления из четырех имеющихся в Музее и не демонстрировавшихся ранее казахских саукеле. Он входит в состав большой коллекции (МАЭ № 439), собранной и переданной в дар музею самими казахами в январе 1899 г.
Один из дарителей, Лаикжан Дербисалаевич Биркамбаев, будучи в Петербурге, посетил МАЭ и был удивлен скудостью казахских коллекций. Он пообещал прислать недостающие предметы. И действительно, вскоре от Л.Д.Биркамбаева и его земляка Хасана Иш-Мухаммедовича Имамбаева поступило интереснейшее собрание, включавшее 88 предметов из Тургайской волости Актюбинского уезда и из Сарайской волости Кустанайского уезда, из аула № 4.
... 
Вернемся к саукеле. Его изготовлением занимались наиболее искусные мастера. Ювелиры-зергеры отливали, штамповали или чеканили металлические детали. Как правило, на изготовление одного саукеле уходил целый год. Стоимость его достигала к концу XIX - началу XX вв. 1000 рублей (стоимость примерно 100 добрых скакунов), и дороговизна, к сожалению, стала одной из причин сокращения производства. Важно отметить, что при сохранении основных элементов, каждый из саукеле имеет свои особенности в силу индивидуального характера работы, наличия материалов и по другим причинам. Таким образом, каждый головной убор - неповторимое, уникальное произведение искусства.
Саукеле передавался от матери к дочери, из поколения в поколение. По обычаю, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорогой подарок от жениха. После свадьбы молодуха носила саукеле по торжественным случаям в течение года, точнее, до рождения первого ребенка.
Представленный на выставке "Мир одного предмета" саукеле - один из лучших в собрании МАЭ. Высокая тулья, сделанная из войлока, имеет усеченную форму. Высота ее спереди 34 см, сзади - 45 см, окружность вверху - 34 см, внизу - 50 см..
Саукеле (предмет в целом и его отдельные детали), как и все головные уборы казахов, имеет высокий семантический статус. Так, большую знаковую нагрузку несут орнаментальные изображения, например, "священное древо жизни", "бараньи рога", а также сами материалы. Считалось, что серебро обладает защитной силой (в частности, серебряные подвески в форме стрел образуют целый ряд нижней части саукеле). Широко известна магическая функция камней: коралл оберегает от порчи и сглаза, жемчуг - от бельма, сердолик - символ благополучия и радости, и так далее.
Исследователи уже давно обратили внимание на некоторое сходство казахского саукеле с головными уборами саков (так называли в персидских источниках скифов). Среди саков, занимавших огромные территории Средней Азии и Казахстана, имелись племена, именовавшиеся "тиграхауда" ("носящие остроконечные шапки"). Предположения подтвердились, когда в 1970е гг. казахские археологи обнаружили неограбленное захоронение сакского вождя (V-IV вв. до н.э.), одежда которого была сплошь покрыта золотыми пластинами. На его голову был надет высокий (60-65 см) головной убор с золотыми украшениями, даже поверхностное сравнение которого с саукеле свидетельствует об их сходстве. Однако казахский саукеле - женский головной убор. Археологические находки позволяют снять и это расхождение. В Сибирской коллекции Петра I имеются две золотые поясные застежки, изображение на которых получило название "Отдых в пути". Каждую композицию составляют три фигурки: две мужских и одна женская. Женщина и мужчина сидят, второй мужчина лежит на их коленях. На голову женщины надет высокий головной убор, совпадающий по форме с казахским саукеле. Если согласиться с датировкой этого предмета (как предполагают археологи, III в. до н.э.), то можно считать, что в скифо-сакский период высокие головные уборы могли носить как мужчины, так и женщины.
Почти два с половиной тысячелетия разделяют сакский головной убор и саукеле. Тем не менее, в течение всего этого времени в Средней Азии и Казахстане продолжали бытовать высокие головные уборы. Очевидно, они и послужили прототипами казахского саукеле - важного элемента свадебного обряда.

вторник, 18 октября 2011 г.

Нагрудное женское украшение

Нагрудное женское украшение. Таджики, узбеки. Бухара. Начало XX века
Поистине роскошно царское ожерелье, переливающееся нежными тонами турмалинов, каплями рубинов и жемчуга. Выполненное в технике и художественном каноне бухарского ювелирного искусства, вплоть до лент-завязок с золотыми кисточками на концах, оно в то же время несколько стилизовано, изменено в соответствии с европейским вкусом и предназначением конкретному лицу из русской императорской фамилии.
Российский Этнографический музей

понедельник, 17 октября 2011 г.

Богатый киргизский охотник с соколом

Богатый киргизский охотник с соколом. 1871, Верещагин В. В.
Здесь художник кажется самого себя нарисовал. Штаны просто шикарные! )

Дервиши в праздничных нарядах

Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1869-1870, Верещагин В. В.

Люлли (цыган)

Люлли (цыган). 1867-1868, Верещагин В. В. 

Узбек, старшина (аксакал) деревни Ходжагент

Узбек, старшина (аксакал) деревни Ходжагент. 1868, Верещагин В. В. 

Узбекская женщина в Ташкенте

Узбекская женщина в Ташкенте. 1873, Верещагин В. В. 

пятница, 14 октября 2011 г.

Старинное свадебное женское украшение

Налобное украшение «коштило». Таджики, узбеки. Бухара, Самарканд. Начало XX века

"Коштило" ("золотые брови") - старинное свадебное женское украшение. Его форма связана с образом птицы с распахнутыми крыльями, в котором по древним восточным представлениям, воплощалась богиня Анахита (Умай) - покровительница женщин и плодородия.

Мужской пояс к парадному халату

Мужской пояс. Таджики, узбеки. Бухара. Конец XIX - начало XX веков

Пряжка от мужского пояса. Таджики, узбеки. Бухара. Конец XIX - начало XX веков

Парадные халаты носились с поясом - символом мужской власти и достоинства на Востоке. Выполненные из серебра с золочением, искусно инкрустированные бирюзой и декорированные драгоценными камнями пояса из подарков эмиров бухарских можно с полным основанием отнести к лучшим произведениям высокого ювелирного искусства Средней Азии.
Российский Этнографический музей

четверг, 13 октября 2011 г.

Казахский мужской парадный халат

Халат мужской распашной. Парча, бархат, хлопчатобумажная ткань, шелковая тесьма. Середина XIX в. Северный Казахстан. Казахи 
Мужской парадный халат туникообразного покроя, прямоспинный. Халат изготовлен из дорогих покупных тканей - парчи, бархата, полушелка, которые у кочевых народов Средней Азии и Казахстана считались престижными. Такие халаты были предметом особой гордости мужчины и надевались по торжественным случаям. Одежда из шерстяной домотканины, овчины, войлока в середине XIX в. уже считалась одеждой для бедных и высоко не ценилась. В комплекс традиционного казахского мужского костюма могло входить несколько халатов, при этом верхний халат был самым дорогим.
Российский Этнографический музей

Туркменский мужской тулуп - пустин

Пустин - мужской распашной тулуп. Овчина, ткань шелковая. Аппликация. Конец XIX в. Закаспийская обл. Туркмены 
Нагольный тулуп - туникообразного покроя, прямоспинный является одной из разновидностей шуб, бытовавших у народов Средней Азии и Казахстана. Дубленая овчина окрашена в желтый цвет коркой граната, настоянной в соляном растворе. Тулуп декорирован наиболее типичным способом - полосой дорогой ткани, проходящей по краю пол, подола, краям рукавов. На спинке нашит амулет догажик в виде кусочка ткани треугольной формы. Этот архаичный прием наиболее долго сохранялся у туркмен. Шитьем тулупов у кочевников занимались мужчины, в то время как остальную одежду изготовляли женщины. В оазисах выделка овчинных шкур, а также шитье тулупов составляло особую отрасль ремесленного производства. Тулупы были достаточно дороги, особенно те, которые изготовляли из шкурок двух-трехмесячных ягнят.

Российский Этнографический музей

среда, 12 октября 2011 г.

Головной убор каракалпакской невесты

«Саукеле».Середина XIX в. Каракалпаки. Хорезмский оазис

"Саукеле" - женский свадебный головной убор, своеобразие которого состоит в обилии металлических блях и крупных кораллов, которые в свадебном костюме символизируют плодородие и благополучие. Головной убор каракалпакской невесты отражает связь ритуального женского убранства, бытовавшего у кочевых народов Средней Азии, с воинскими доспехами.

"Борик" - девичий головной убор казахов

"Борик". Середина XIX в. Казахи. Центральный Казахстан
"Борик" - девичий головной убор в виде шапочки на войлочной основе с меховым околышем, имевшей форму высокого конуса, вершина которого украшалась перьями хищных птиц, являвшимися как оберегом, так и знаком символического стремления девичества вверх.
Российский Этнографический музей

понедельник, 10 октября 2011 г.

Парадный мужской костюм таджиков, узбеков

Парадный мужской костюм. Таджики, узбеки. Бухарский эмират г. Шахрисябз. Конец XIX – начало XX веков

Одним из наиболее значимых эмирских подарков были халаты, подношением которых в Средней Азии подчеркивалось уважением и почтение к одариваемому.

Для высочайших даров предназначались расшитые разноцветными шелками полукрестом "ироки" шахрисябские и золотошвейные бухарские халаты работы вышивальщиков придворных мастерских. По словам очевидцев изобилие дворцовых кладовых не поддавалось описанию. Одних только халатов там насчитывалось одновременно 15-20 тысяч: золототканые, бархатные, шелковые, они хранились сложенными по сортам и в строгом порядке. Золотошвейные халаты могли быть пожалованы только эмиром лично и надевались крайне редко, по сугубо официальным поводам. Включение их в число подношений особо подчеркивало признание мусульманскими правителями высочайшего статуса российских императоров.

Российский Этнографический музей

воскресенье, 9 октября 2011 г.

"Калпак" - киргизский мужской головной убор

"Калпак" - мужской головной убор. Конец XIX века. Киргизы

"Калпак" - мужской головной убор
 Начало XX века.
Российский Этнографический музей

суббота, 8 октября 2011 г.

пятница, 7 октября 2011 г.

Туркменский женский костюм

Женский костюм. Туркмены. Закаспийская обл. Начало ХХ в. Фонды РЭМ

Таджикский женский костюм

Женский костюм. Таджики. Бухара. Кулябское бекство. Фонды РЭМ. Начало XX века.

Киргизский мужской костюм

Мужской костюм. Начало XX века. Киргизы
Российский Этнографический музей

Узбек в нарядном костюме

Узбек (бай) в нарядном костюме.  Фотоархив РЭМ